Назад к списку
Теневая сторона социальной ответственности бизнеса

В данной статье речь пойдёт о социально значимых инициативах бизнеса, которые по той или иной причине нельзя оценить как успешные. Данные инициативы выстроены в рамках нашумевшей идеологии социальной ответственности бизнеса (корпоративной социальной ответственности), которая зачастую себя не оправдывает.

Первый вопрос, который стоит задать: Существует ли в нашей стране система корпоративной социальной ответственности? Вероятнее всего да, поскольку о ней много говорят, пишут, даже пытаются воплотить в жизнь. Однако не все так однозначно.


Наличие умысла корпоративной социальной ответственности является значимым показателем здорового (или удовлетворительного) состояния бизнес-среды. Увы, идея социальной ответственности и альтруизма в бизнесе создается на основе идеологии организации, которую разрабатывает сильный лидер-интузиаст, полный идей и имеющий ресурсы для его воплощения, или же группа товарищей, нацеленных на достижение головокружительного успеха и ради этого готовых пойти на самые изощренные выдумки. Зачастую ни о какой корпоративной инициативе, исходящей изнутри, речи нет. 

 Но почему же мы преисполнены сурового скептицизма относительно наличия социальной ответственности бизнеса? А вот почему. 

АРГУМЕНТ 1. Факт остается фактом: рыночная экономическая система всегда стремится в монополизации. Это нормальный процесс. И отличительная черта монополии – отсутствие интереса к корпоративной культуре и низкий уровень корпоративной ответственности.

Пример: издательство учебной литературы, ответственное за становление подрастающего поколения не обладает высокой степенью социальной ответственности: на первое место выходит стремление максимизировать прибыль уменьшить все возможные издержки. 

Стремление к уменьшению издержек - нормальное явление, однако в рамках коллапсирующей рыночной экономики оно преображается в навязчивую идею. Тут уж не до социальной ответственности.

АРГУМЕНТ 2. Существует следующий подход к социально ответственному бизнесу: под СОБ понимается производство товаров и услуг надлежащего качества, соответствующего стандартам и обеспечивающего безопасное и полезное пользование потребителем, а также внутренняя кадровая безопасность и забота о сотрудниках.

Примеры: просроченные продукты на прилавках, токсичные детские игрушки, бесплатная раздача неразлагаемых пластиковых пакетов - по первому пункту; несвоевременная выплата заработной платы, опасные условия труда - по второму.

АРГУМЕНТ 3. В фирме заявлена система социальной ответственности. 

Даже если это дает немалую выгоду производителю, но его бизнес все равно социально ответственным получается. Он не просто удовлетворяет потребности человека (пусть и ложные), но и приносит немалую радость и удовлетворение от потребления продукта, продукта, произвести который понадобилось столько положительно идеологизированной организации.

Пример: Пакет сока с надписью: "Я помогаю детям. Деньги с каждой упаковки идут в благотворительной фонд". Зачастую сумма данного отчисления остаётся скрыта. Если всё же приоткрыть завесу, станет известно, что с каждой продажи упаковки сока в фонд перечисляют несколько копеек. Но ведь товар с такой этикеткой чаще покупают, ибо стремление сделать доброе дело заложено в каждом.

Так вот, глядя на эти примеры, можно ли сделать вывод о наличии развитой системы социальной ответственности бизнеса?

Для чего развивать?

• Корпоративная социальная ответственность способствует улучшению внутреннего климата организации: персонал доволен, с уважением относится к организационным традициям и действиям бизнес-элиты – солидарность идеологии фирмы, существующей корпоративной культуре в целом;

• Повышение внешнего авторитета: слова «экологично», «безвозмездно», «даром» в моде;

• Снижение налогов и упрощение регистрации при выполнении пунктов, провозглашающем социально ответственный бизнес (применительно к западным компаниям).

• Чистый альтруизм. На российском рынке относительно немного фирм, которые могут позволить себе выделить лишние средства на ту или иную социальную инициативу. Однако положительные примеры существуют.

Пример: компании "ВкусВилл", "Globus" в магазинах розничной сети осуществляют приём батареек и ртутных ламп и отвозят их на утилизацию. Транспортная компания "ГрузовичкоФ" регулярно организует поездки в детские дома и проводит экологические мероприятия.

Итог. Лишних денег нет ни у одной фирмы, будь то преуспевающая или загибающаяся компания. Мало кто готов тратиться на социальные нужды. Однако предприимчивые бизнесмены рассматривают корпоративную социальную ответственность как инвестицию: вложение в имидж, авторитет, клиентскую базу. Это грамотное инвестирование.





Публикация оригинальных текстовых материалов сайта возможна при обязательном указании ссылки на galapolite.ru
© 2017-2019 uKit