Назад к списку
Патологии общественного сознания. Краткий обзор

«…состояние общественного мнения в данный момент суть система сил, 

напряжений и что нет ничего более неадекватного, 

чем выражать состояние общественного мнения 

через процентное отношение» (французский социолог П. Бурдьё)


Патология 1. Идеологизация посредством СМИ 

Абсолютно нормальным является факт того, что значительная часть средств массовой информации поддерживает курс страны, транслирует государственные интересы широкой аудитории. Многие, раскачиваясь на волне тотальной либерализации, заявляют о том, что это недопустимо. «Но позвольте, вы, дядюшка, анархист?» Вот честно, противно слышать, как недообразованные критины чешут языками про свободу и свои маниакальные пристрастия. Стоит заметить, именно государственные рычаги формируют экономическую, политическую, культурную сферы, а также оказывают подавляющее влияние на воспроизводство послушной социальной общности. Отсюда и рождается дух противоречия, подпитываемый лишь духом коллективизма братьев по мозговыносу. 

Через СМИ мы имеем возможность узнать о социальных приоритетах государства. Они – на «повестке дня», если предпринимаются какие-то шаги по улучшению жизни населения, или же расположены за третьим уровнем геополитических проблем, если индекс удовлетворённости населения выше среднего. Кстати, данный индекс постоянно замеряется государственными социологическими службами что позволяет привести в относительное равновесие государственный аппарат и гражданское население. 

Идеологизация - намеренная и нет? Проценты, выловленные на основании бездарных социологических опросов здесь не привести. Слишком тонкая грань. Однако бесспорным является тот факт, что система СМИ по большей части функционирует относительно автономно. Что сие означает? 

 Усталый дядя Вова включает после работы телевизор, и видит, словно во сне, сонм пурпурных картин, молниеносно сменяющих одна другую. Это госпожа Реклама проникла в его дом. Что рекламировали? «А фиг его знает», - ответ дяди Вовы. Ура! Перед нами грамотный потребитель коммерческих благ, не бегущий покупать то, что ему прорекламировали. На следующий день дядя Вова простыл, и потопал в ближайший аптечный пункт. «Вам „Кагоцел“ или „Рибавирин“?» - заботливо спрашивает фармацевт. Ответ болезного, в случае если цена обоих не бьёт по кошельку, очевиден. 

При допуске чрезвычайной дребедени на телеэкран, у подрастающего населения формируются извращённые представления о социальной реальности, а у старшего поколения – недоумение и смирение. 

Патология 2. Псевдоцензура 

Что скрываем? Национализм русских и посягательство на государственную целостность. Вот, собственно, и всё. Доступ к Сети глобальной мерзости - Voila! Декаданс. 

Патология 3. Репрезентация факта в медиасреде 

Вот интересное наблюдение: наличие социальной проблемы вовсе не гарантирует восприятие её в качестве значимой и реальной (!) Например, демографическая. Рожаем сколько хотим. Или, допустим, проблема миграции. Делаем дешёвый ремонт, нанимаем сиделку почти задаром. 

Проблемы государства – проблемы государства. Наша хата… да, далековато. Вот он – капиталистический индивидуализм. Я покупаю то, что для меня любимого, так подходит. Наконец-то рынок научился угадывать (!) желания потребителя, создавать иллюзию собственного выбора у человеческого существа. 

Лишь репрезентация социальной проблемы в медиасреде, долгие публичные обсуждения, общественные дискуссии, выступления экспертов, судебный процесс и т.п., придаёт проблеме её бытийный характер. Или же разворачивает кампанию по «раздуванию» факта до статуса чрезвычайной важности. 

Патология 4. Эмоциональность. Перцептивность. Социальная драма 

Художественные, постановочные приёмы давно уже проникли в журналистику и ныне действуют в обширной информационной среде. Включенность в социальный быт людей, затрагивание чувств, изменение эмоционального фона – вот отличительные черты современной информационной среды. Они исходят из капиталистических представлений об индивидуализме, адресном подходе к рыхлой личности с расшатанными понятиями морали, ответственности и общественного блага. 

Патология 5. Сдержки и противовесы 

Относительную социальную стабильность отныне обеспечивает система, которая предполагает социальную активность человека и меньшую ответственность государства за судьбу отдельного гражданина. СМИ – культиваторы этой системы. 

 Однако ныне социальная активность выражается в прохождении опросов и написании гневных отзывов о некачественной уборке улиц на портале «Активный гражданин». 

Патология 6. Культурно-образовательный «крах» 

Массовая культура, транслируемая везде и вся, использует приём под названием «сюсюканье с народом». Это означает, что весь информационный поток, направленный на широкую публику, пользуется языком, аргументами, символами, рассчитанными на детей. Этому учат каждого журналиста на первых же лекциях в ВУЗе. Так как подать информацию, чтобы она была понятна всем? Ответ на этот вопрос давно найден путём применения элементарных методов психологической науки: 

•отбор / утаивание / акцентирование фактов; 

•обращение к авторитетам (лидерам общественного мнения - ЛОМам); 

•неоднократный повтор информации; 

•простая речь;

•расположение материала, красочность, «громкие» заголовки – для печатных и Интернет-изданий; 

•своевременный вброс – для телевизионных и радио источников;

•оперирование к статистическим показателям; 

•персонификация проблемы; 

•форма оценки как способ манифестации авторской позиции.

Таким образом, был приведён краткий перечень патологий общественного сознания, которые имеют место в современные реалиях.



Публикация оригинальных текстовых материалов сайта возможна при обязательном указании ссылки на galapolite.ru

© 2017-2019 uKit