Назад к списку

Провал науки. Неформальный взгляд на роль образования

Научные открытия – прорыв в научном сообществе, новые концепции – свежий взгляд на давно устоявшееся - то, что в современном обществе связывает массовое сознание с ожиданиями позитивных сдвигов, предрекает положительные изменения в обществе. 

В последние годы надежда на положительные сдвиги общественность связывает со сферой экономики и политики. Увеличение ВВП, особенности экономической политики, антикризисное управление и т. д. – все это представляет собой «систему ожиданий» с конкретными последствиями. В свою очередь, изменения в системе науки и образования являются неструктурными, внешними, что опосредует проблемные ситуации, которые и буду освящены. Рассмотрим проблемы системного характера, порожденные непреодолимой субъективностью ученых, «провалами» базовых социальных институтов, коллективной безответственностью и незаинтересованностью в инновационных проектах компетентных лиц, «завуалированных» бюрократической системой. 


Примером самой сущность экзистенциального и системного кризиса может стать следующий «провал» науки, восходящий к историческим предпосылкам научного становления: «Ни одна система наук не может быть признана адекватной. Можно предположить, что наиболее объективной будет система, составленная ученым, который приложил усилие к изучению всех наук. В любом случае, он отдает предпочтение какой-либо одной из них, что в свою очередь являет собой антипозитивистский субъективизм».Можно отстаивать позитивистские принципы, но при этом выстраивать субъективно-умозрительную модель. 

Научная конференция - совет ученых – является ли верных выходом на пути преодоления субъективизма? Так или иначе, переступая через явный субъективизм конкретного ученого путем уступок и убеждений, будет принят постулат субъективной интерпретации, заявленный феноменологами. Он предполагает, что что-то следует отбросить, а что-то принять «на веру». 

Переходя к конкретным проявлениям укорененной «системной бюрократизации», стоит отметить современное состояние рассматриваемых нами сфер.Состояние и динамика развития сферы образования все больше определяют интенсивность и направленность развития каждого государства. Знание постепенно трансформируется в ресурс, определяющий конкурентоспособность государства и его статус в мировом сообществе. Учебные и образовательные организации, участвуя в «гонке» на рынке образования, преобразуются в коммерческие структуры, товаром в которых являются воспитательные и образовательные услуги. Таковы правила функционирования образовательных структур, осуществления ими образовательной и научной деятельности в условиях рыночной экономики. 

Остро встает проблема ценностных ориентаций и стремления к созидательной, преобразовательной деятельности. Как молодым поколением, так людьми старшего возраста движет недоверие к ухудшающейся повсеместно системе образования (вызывают сомнения учебные программы, качество обучения, профессионализм педагогов и др.) Удовлетворенность системой образования является одной из конфигураций общей удовлетворенности социальными институтами, т.к. образование является компонентом общественной системы. 

Существует корреляция между степенью удовлетворенности жизнью, трудом и образованием: лица, удовлетворенные своей жизнью и трудом, работой зачастую более позитивно оценивают систему образования. На оценку также влияет уровень личностного доверия индивида: чем он выше, тем лучше оценивается образование. Таким образом, учебные организации столкнулись с необходимостью обеспечения быстрого и гибкого реагирования на изменения рынка и повышения инвестиционной привлекательности сферы образования. 

Образовательная система существенно зависит от государственной политики в сфере образования. Значимыми показателями являются:

  • численность учебных заведений;
  • качество преподавания в образовательных организациях;
  • величина государственных расходов на сферу образования;
  • степень обеспечения населения общим образованием;
  • степень обеспечения средним профессиональным и высшим образованием;
  • степень обеспечения дополнительным образованием;
  • количество дополнительных образовательных программ;
  • уровень интеграции в международные образовательные структуры;
  • возможность профессионального самоопределения на период обучения в средней и основной школе и др.

Исходя из результатов многих социологических опросов среди студенческой молодежи наблюдается значительно высокий уровень эмигрантских настроений. Реализуется этот потенциал через учебную (образовательную) и трудовую эмиграцию. Связано это с расширением возможности для молодежи получения образования за рубежом. Имеются внутренние («выталкивающие») факторы, оказывающие влияние на учебную (образовательную) миграцию. Например, тенденция к снижению бюджетных расходов на науку, образование и медицину приводит к деградации этих важнейших областей общественной жизни. 

Постоянное бессистемное реформирование образования, начиная с дошкольного и заканчивая послевузовским, ведет к снижению его качества, к ограничению возможностей творческого и исследовательского развития учащихся. (Почему это так - читайте в следующей статье)

Освещая роль общественной оценки удовлетворенности системой образования, следует отметить, что общество является одним из субъектов образовательного пространства. Оно выражает отношение к системе образования исходя из субъективных оценок, среди которых — уровень доверия к социальным институтам общества, удовлетворенность разными аспектами личной жизни. Эти оценки формируют уровень удовлетворенности общества системой образования в целом.  



Публикация оригинальных текстовых материалов сайта возможна при обязательном указании ссылки на galapolite.ru

© 2017-2019 uKit