Назад к списку

Уровни восприятия художественных произведений

Да, вот о такой вещи я не раз задумывалась, поэтому надо как-то систематизировать её в вербальном виде, чтобы и вы могли ознакомиться и поразмыслить. 

Когда мы что-то читаем, смотрим и т.д., как правило, мы делаем это с разным уровнем вовлечённости и с разным уровнем погружённости. И критерий оценивания этой вовлечённости тоже может быть разным: одно дело, когда мы спустились в метро, взяли газету Metro (Кстати, как насчёт в трамвае выдавать газету Tramway? Только не заходите с ней в троллейбус или в автобус, не нарушайте гомогенность читателей!), пока едете, пролистываете, почитываете, а через какое-то время всё, что вы читали, безнадёжно выветрилось из ваших мозгов, и совсем другое — дождаться новый томик своей любимой книги, забраться с нею в кресло, заварить чай и полностью выпасть из жизни ради обожаемых персонажей. Но здесь я буду говорить немножко не об этом, а скорее о том, насколько нам хочется расширять границы того, что мы смотрим или читаем (и больше о любимых произведениях, потому что именно там начинается самое интересное). 


1) Уровень широкого горизонта

Вот мы что-то прочитали, нам понравилось, и мы таковы, что вся связанная информация будет нашей. Реципиенты широкого горизонта читают не только между строк, но и между тех строк, которые сами между строк. Они видят все отсылки, они находят все пасхалки, просмотрели арты, если они есть, знают о существующих шипперингах и т.д. 

2) Уровень избирательной осведомлённости

Реципиент этого уровня восприятия совсем не против взглянуть на понравившееся произведение с другого ракурса: если, например, понравилась книга, он охотно посмотрит снятый по ней фильм, прочтёт графический роман. И для кого-то существует едва уловимая грань между, как бы это сказать, «кошерным» контентом, задуманным и одобренным автором, и «посторонним» контентом, с которым реципиент может быть не всегда согласен. «Додуманное извне», «странная трактовка»: как это не называй, для кого-то упомянутая грань имеет большое значение.

3) Уровень сознательного абстрагирования

А тут мы сталкиваемся с реципиентом, которому понравилось настолько, что он не хочет портить впечатление избыточной информацией. И самое интересное, пожалуй, заключается в том, что зачастую даже автор произведения выносится за границы «моей прелести» и воспринимается как чужак. Не знаю, у всех ли это бывало, но иногда прочитанная книга настолько хороша, что ты уже не хочешь как-то дополнять её, узнавать о каких-то деталях, которые ты не заметил или сознательно абстрагировался.



Публикация оригинальных текстовых материалов сайта возможна при обязательном указании ссылки на galapolite.ru

© 2017-2019 uKit